В учениках У собственной судьбы
| Эта
книга читается одним духом - как лихо закрученный детектив. Эта книга, как и
большинство предыдущих, написанных Сергеем Алексеевым, оставляет после
прочтения противоречивые чувства. Она переполняет тебя, становится твоей частью
и одновременно формирует и тебе какую-то пустотность - некое пространство,
которое еще требует заполнения, которое жаждет быть заполненным - следующей ли
книгой этого же автора, собственным ли поиском новых знаний.
| В
«Правде и вымысле» автор как будто бы честно старается ответить на вопросы
читателей, десять лет подряд - с момента выхода первого тома повествования о
валькирии и ее сокровищах - спрашивавших его, существует ли валькирия на самом
деле, насколько реальны описываемые им события? В раннем детстве, когда непонятная
болезнь подвела маленького Сергея к черте смерти, его спас старик, владевший
языческими секретами целительства. После этого в жизни Алексеева стали
происходить странные события. Ему настоятельно потребовалось попасть на гору
Манарага, что на севере Урала; найти подземную цивилизацию гоев-гиперборейцев;
поймать рыбку валек, в желудке у которой золотые самородки; встретиться с валькирией.
Сергей Алексеев добросовестно описывает, как он шел к исполнению своих детских
мечтаний, какие испытания выпадали ему, где и что он находил.
Я
написал «как будто бы честно» не потому, что не верю Алексееву, или подозреваю
его в писательских играх с читателем. Просто, читая книгу, ты словно
поднимаешься на заповедную гору Мапарагу, и с нее открывается такой простор,
такие дали, что осваивать их явно одной жизни не хватит. Давая ответы на многие
загадки, автор - вольно или невольно - загадывает новые. Поэтому его книга -
сама по себе тайна, мистерия, как и все, что в ней описывается.
По
ходу развития сюжета становится очевидным, что Алексееву было свыше
предначертано пройти именно этот путь. Когда он сбивался с него, ему - где знаками
показывали, где без особых церемоний - за шиворот - тащили на Дорогу. Зато
когда автор снова нащупывал ее ногами и, преодолевая голод, холод, бытовую
неустроенность, опасности и угрозы, твердо шагал по ней, ему давалось
Откровение. И о древней цивилизации гоев-ариев, потомки которых дожили до наших
дней, пережив все природные катастрофы вроде Великого оледенения, войны, смены
общественных формаций. Дожили, чтобы сберечь сокровенное Знание об устройстве
мира и великом, свободном, могущественном человеке, находившемся с этим миром в
полной гармонии и обладавшем способностями, о которых мы сегодня можем только
мечтать. И о тайне древнего языка как уникальном способе хранения и передачи
информации о сущем. Способе настолько точном, тонком, емком и совершенном, что
его не смогли уничтожить никакие внешние силы и внутренние реформы. Воистину,
язык - суть того народа, который на нем говорит.
Вероятно,
каждый найдет в этой книге что-нибудь свое: кто-то - занимательный сюжет,
кто-то - неизвестные исторические подробности о происхождении русского народа,
кто-то - неожиданный поворот бродячей легенды о золоте Колчака, кто-то -
филолого-археологические изыскания автора. Мне, например, последние особо легли
на душу.
Характерно,
что понимание глубинной сути русского языка пришло к автору в результате, как
он сам говорит, «солнечного удара», т.е. в виде озарения. Указывается и точная
дата - 17 нюня 1979 года, и место - в верхнем течении реки Косью, в
непосредственной близости от горы Мапарага, до которой автор, влекомый
притяжением детской мечты, все же добрался. Он получил ключ к внутренней логике
и структуре родного языка, позволяющий открывать исконный смысл и значение
слов. Победный русский клич «УРА!» означает «у солнца» или «у света», поскольку
РА - бог Солнца у древних египтян, но река Волга называлась в глубокой
древности Ра - рекой Солнца - у нас, а не у египтян! Волгой она стала
называться позже, и означает это всего лишь «бегущая влага».
Антоним
УРА - УВЫ, потому что ВЫ - множественное число и означает тьму. Люди говорят:
увы мне, когда все плохо, что-то не удается. Князь Святослав провозглашал - иду
на вы! И не хазар он так уважал, а шел войной на тьму. Потому что Бога надо
называть на «ты», ибо он есть свет, и нельзя говорить ему - «тьма».
Разбору слов Сергеи Алексеев уделяет немало страниц своей
книги, которые хочется цитировать и цитировать. РАДОСТЬ означает «солнечный
свет давать». И излучать его, потому что радостный человек начинает светиться,
как солнце. Перевернутое РА - АР - это Свет, спроецированный на Землю, суть
сама Земля. АРА - Земля под Солнцем или КРУГ.
Отсюда ОРАТЬ или АРАТЬ - буквально жить на земле под солнцем, пахать
жито. АР, АРШИН, АРЕАЛ - меры площади земли или ее длины. ЛРКЛ - то, что
выходит из земли и уходит в нее. Гора МАНАРАГА - манящая, заставляющая
двигаться к Солнцу, поскольку ГА означает движение - НОГА, ТЕЛЕГА, БРОДЯГА и
все, что двигается. Все, что стоит и не движется, находясь в состоянии
относительного покоя, непременно имеет в основе слова СТ - СТОЛ, СТЕ-НА, СТОЛБ,
СТУЛ, СТУПА. Красивое слово КРАМОЛА, имеющее сегодня значение некой ереси,
изначально обозначало К СОЛНЦУ МОЛЯЩИЕСЯ.
Определения
времени - ПОРА (по Солнцу), РАНО (до восхода); качества, цвета - КРАСНЫЙ,
ПРЕКРАСНЫЙ. ХРАМ - жилище, вместилище бога РА. ПРАХ - испепеленное Солнцем,
пыль. РАДУГА - солнечная дуга. КРАПИВА -пьющая Солнце, потому и жалящая, обжигающая,
как его лучи. МАРА - отсутствие Солнца, тьма, смерть, буквально -подземный мир.
КРАЙ - там, где Солнце уходит в землю, южное полушарие. ВРАГ - выжигающий
солнечный свет, или вообще свет. ГРАБИТЬ - убивать солнце, божественное
начало...
Великолепен
разбор слов ХОЛОД и МОРОЗ. Алексеев, впрочем, предпочитает ХЛАД и МРАЗ. Буква
О, по его мнению, была притащена бог весть откуда ледником и покрыла камнем
плодородные нивы родного языка. В слове ХЛАД четко прочитывается корень ЛАД
- обустроенный мир, гармония, добро. Буква X - от хранить, хоронить, прятать в землю. ХЛАД -
похороненный ЛАД. Но обычно говорят, что холода наступили. Наступать -
двигаться, т.е. ХЛАД в буквальном смысле - ЛЕДНИК.
Почти
та же история со словом МОРОЗ - МРАЗ РАЗ - солнечный огонь (тепло, свет, жар).
М - знак смерти, ибо нет слова, обозначающего кончину, без этой буквы - сМерть,
Могила, Мертвец, Мор, Мерзость. Значит МРАЗ - смерть солнечного огня (но не
самого солнца!) - тоже информация о великом
оледенении.
Именно
топонимика Северного и Приполярного Урала, а потом вообще всего Русского Севера
подтолкнули Алексеева к мысли о существовании Северной цивилизации, лежавшей
между Восточной и Западной, с центром на территории Каменного пояса. Цивилизации,
которая не погибла из-за оледенения континента! ХЛАД - вот что, считает
Алексеев, было причиной всякого движения, необходимости искать и прокладывать,
технического прогресса. Тепло потворствует бездумности, умственной лени и неге.
Единственные заботы - отыскать пищу и тень. Холод вынуждает мыслить, чтобы
согреться, добыть огонь, найти или построить жилище, с невероятными трудами и
ухищрениями добыть или вырастить пищу. Поэтому человек разумный не мог
появиться в Африке или на Ближнем Востоке. Его родина -Север!
Алексеев
обращает внимание на то, что топонимика, например, окающей ныне Вологодской
области сохранилась с доледниковых времен: ТАРНОГА, ВАГА, ТЕРМЕНЬГА, ИЛЕЗА,
ПЕСЬЯ ДЕНЬГА, СУДА, СЛУДА, РАМЕНЬЕ, УСТЮГ, УФТЮГА, ЮРМАНГА, СИВЧУГА, КУ-БЕНА,
ЕЛЬМА. И самое потрясающее - река ГАНГА! Вспомним индийский ГАНГ, куда, по
убеждению Алексеева, ходили представители Северной цивилизации с какой-то
загадочной солью.
Великое
переселение народов длилось не одну сотню лет. В результате некогда густо
заселенный Север опустел, но часть племени или всего одно племя, элита народов
с единой языковой и культурной общностью осталась на месте. Она-то и стала
хранителем названий гор, озер, рек и местностей, хранителем той древней
топонимики, которая увязывалась с космосом, а вместе с ней из глубин тысячелетий
пришло представление наших прапредков о мире и их язык.
Кто
же населял этот мир? ГОИ! Алексеев высказывает предположение, что ГОЙ - не
принадлежность к касте или секте, а особое состояние духа. Потому Баба-Яга и
спрашивала: «Oй, ты ГОЙ еси, добрый молодец?» И принимала, кормила, поила
и спать укладывала лишь гоя, человека с достоинством и благородством. Антоним
этого слова, ИЗГОЙ, подразумевал утрату неких духовных качеств. Это был
отщепенец, вышедший или выдворенный из Мира Гоев, поскольку не способен жить
по совести.
Целую
главу Сергей Алексеев посвящает раскодировке слова ЧУДО. Все чудесное, пишет
он, всегда было необычным, в религиозных обрядах связывалось с проявлением
божественного. Потому обыкновенная икона становилась чудотворной, монахи
объявлялись святыми за способность творить чудо (и не только Николай
Чудотворец), ароматная смола тропических растений - мирра - чудодейственной.
Слово ЧУДО, как и солнце, среднего, божественного рода, не требует никакого
усиления, дополнения, ибо настолько самодостаточно и самоценно, что вообще
выбивается из общего ряда понятийных слов.
Открывать
его Алексеев начал с конца. Окончание О явно привнесено окающими племенами,
поэтому неустойчиво, безударно, а древнее звучание - ЧУДА. Не исчезающий
никогда знак Д определенно высвечивает действие - даждь, дать, давать. Но что
такое неизменное ЧУ? Что ждали наши предки? Некоего божественного проявления,
благодати? Алексеев вспоминает почти забытый возглас ЧУ, которым призывали
замереть, прислушаться, обратить внимание. ЧУЯТЬ. ЯТЬ, ЯТИ, ПОЯТЬ - это брать,
взять. То есть загадочное ЧУ можно не только давать, но и брать, принимать.
Далее
наступает черед другого возгласа-заклинания - ЧУР, ЧУР меня! Это призыв о
защите. Кто такой этот древний ЧУР или ЧУРА? Может быть, это имеет отношение к
слову ЧУРКА - обрезку бревна? В переносном значении ЧУРКА - неподвижный, ничего
не слышащий человек - «сидит, как чурка», «чурка с глазами». И это подсказывает
древнее понятие - изображение идола, деревянная скульптура божества-защитника,
заступника ЧУРА. Итак, в ЧУ существует божественное начало, призванное оберегать,
защищать, спасать н просвещать, но этого мало.
Алексеев
стал разбирать слова с ЧУ, имеющие отрицательное значение. ЧУМА! М - знак
смерти, значит ЧУ не бессмертно, как все божественное, и может умереть. ЧУХОНЕЦ
- русское название народности на северо-западе России (у Пушкина - «приют
убогого чухонца»). ЗаЧУханным называют грязного, неопрятного, опустившегося
человека. X - хоронить, прятать в землю.
Получается, чухонец - это человек, похоронивший свое ЧУ.
Затем
автору пришло на ум слово ЧУМАК - человек, возивший соль, а гои как раз и
возили чудодейственную соль на Ганг. Может она и есть ЧУ, тем более, что СОЛЬ и
СОЛНЦЕ слова однокоренные? Но какая у них внутренняя связь? Что если соль имела
чисто ритуальное значение? Может, она была символом СОЛНЦА, таким же культовым
атрибутом, как мирра, елей, ладан? А еще есть выражение СОЛЬ ЗЕМЛИ, СОЛЬ ЗНАНИЙ,
мы говорим, В ЧЕМ СОЛЬ, имея в виду суть. То есть СОЛЬ - это СУТЬ, ИСТИНА. Истину
можно дать, взять, принять, понять. Истина всегда божественна, и ею можно
защититься от всех напастей и бед. Утративший истину - чухонец, душевнобольной,
место ему - в ЧУМЕ.
Алексеев
принялся искать слова, где бы выражались ЗНАНИЯ и ЧУ одновременно. Древнее
русское ВЕДАТЬ - знать. BE - ДАТЬ или дать BE. To есть собственно знания - это BE. Отсюда ВЕЩИЙ - мудрый, познавший ВЕ; ВЕСТЬ - сообщение
знаний; ВЕРА - знание бога РА; ВЕДУН, ВЕЩУН, ВЕДЬМА - те, кто дает знания.
АВЕСТА - высшие знания. ВЕСТА - богиня очага, ВЕСТАЛКИ поддерживали огонь в
храме ВЕСТЫ как символ могущества государства, а оно достигается ЗНАНИЕМ. А
само слово СВЕТ! Со знанием! На ВЕЧЕ умудренные знаниями старейшины искали
ИСТИНУ. ВЕЧЕР - заход солнца. ВЕЧЕРЯ - древнейший ритуал, когда пели гимны
уходящему богу РА и вкушали ритуальную пищу - СОЛЬ. ВЕЧЕРЯ - не ужин в
сумерках, а познание божьей истины, МОМЕНТ ИСТИНЫ! Значит, ЖДАТЬ ЧУДА - ждать
откровения, ИСТИНУ. И тогда ЧУДО - дать ИСТИНУ!
...
После книги Сергея Алексеева я оказался в положении человека, которому открыли
великую тайну родной речи - самого, казалось
бы, естественного и очевидного, того, чем пользуешься с младенческих лет,
постоянно, не задумываясь над глубинным смыслом произносимого. Мне радостно за
тех, кому еще предстоит сделать это открытие для себя. Никита Разумовский
|